Home / Ақида / Урок 9. Увеличение и уменьшение имана (часть 2)

Урок 9. Увеличение и уменьшение имана (часть 2)

Следующее — третье — возможное толкование аятов об увеличении имана:
Передается от Ибн Аббаса и Абу Ханифы, да будет доволен ими Аллах, что они (сподвижники) верили в общем. Затем ниспосылались обязанности (фарды), и они верили в каждый такой фард по отдельности. Таким образом, увеличивался их иман в частном при сохранении их имана в общем.
Имам ат-Тафтазани в «Шарх аль-акаид» (с. 153, Дар аль-Бейрути) пишет: «Аяты, указывающие на увеличение имана нужно трактовать, согласно словам имама Абу Ханифы… Суть их в следующем: иман увеличивался по мере увеличения того, во что нужно было верить, и это было только во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако это спорно: узнавание новых обязанностей человеком может происходить и не во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
 
Таким образом, это третье, приведенное имамом аль-Бабирти, толкование аятов об увеличении имана имам ат-Тафтазани, да помилует их Аллах, посчитал наиболее верным. По мере узнавания человеком о новых религиозных обязанностях вера в них добавляется к уже существующей вере. Это было во времена сподвижников, когда Шариат ниспосылался в виде откровения постепенно в течение 23 лет, и они узнавали о все новых и новых вещах, в которые нужно верить. Также это возможно и в наши дни: например человек, недавно принявший Ислам, узнает о новых положениях суннитской акыды и верит в них по мере их узнавания. Его иман возрастает в этом смысле по мере увеличения частных положений акыды, в которые человек верит.
 
Что же качается ответа на хадис…
«Иман имеет семьдесят с чем-то ответвлений. Наивысшее — это слова «нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», наименьшее — это убрать препятствие с дороги»(Приводят Бухари (9), Муслим (35) и др.)
 
…то смысл этого хадиса: ответвлений имана семьдесят с чем-то, а не сам иман состоит из семидесяти с чем-то частей, иначе устранение препятствия с дороги было бы частью имана, а это не так, согласно единому мнению ученых.
Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет в примечании к «аль-Фикх аль-абсат» (с. 47) имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен: «Поскольку иман — это прочное убеждение, и невозможно представить наличия в нем его противоположности (куфр), то все верующие равны (в основе) имана. А превосходство одного из них над другим — только в делах, которые являются совершенством имана. А те, кто считают дела столпом имана, не могут избежать убеждений хариджитов и мутазилитов». Они считали, что, поскольку дела — это часть имана, то совершающий большие грехи — кафир. Об этом подробнее будет сказано в теме «Положение совершающих большие грехи».
 
Знай, что наш иман (в этом понимании) подобен иману ангелов и посланников, мир им и благословение Аллаха, как это пишет Абу Ханифа в «аль-‘Алим ва аль-мута’аллим», поскольку мы верим в Единственность Аллаха, Его Господство, Его Могущество, как верят в это пророки и посланники, мир им и благословение Аллаха.
Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет в «Таъниб аль-Хатыб» (с. 99, Бейрут): «Невозможно представить в принципе разницу между иманом разных верующих в смысле уверенности и убежденности. На самом деле разница имана пророков, ученых и простых мусульман только в наличии возможности его исчезновения (впадения в куфр), и это внешний фактор, не относящийся к основе имана…» Дальше имам пишет, что иман пророков никогда не исчезает, иман ученых может исчезнуть, но это маловероятно, а иман простых мусульман нередко устраняется, как это ни прискорбно, от малейших сомнений (в акыде).
 
Таким образом, мы понимаем, что слова имама Абу Ханифы, да будет им доволен Аллах, относятся к самой основе имана — в этом смысле иман всех творений один. Однако в смысле степени убежденности и возможности исчезновения иман пророков и ангелов не равен иману простых мусульман. Имам ат-Тахави, да помилует его Аллах, говорит в своей «Акыде»: «Иман един. И верующие в его основе равны. А превосходство одних над другими только в богобоязненности и сопротивлении страстям. Все верующие — любимцы (аулия) Аллаха, а самый достойный из них — самый послушный Аллаху и больше других следующий Корану».
Иман сотворен, поскольку раб и все его действия сотворен. И нельзя называть иманом наставление на истинный путь (хидая) и силу делать то, чем Аллах доволен (тауфик), хоть и не бывает имана без них, как решили те, кто посчитал, что иман не сотворен.
Далее идет доказательство того, что иман сотворен:
Иман вменен нам в обязанность. А в обязанность нам вменено только то, что нам под силу. А все, что нам под силу — сотворено.
Имам Камалюддин ибн Хуммам, да помилует его Аллах, пишет в «аль-Мусаяра»: «У ученых-ханафитов существует расхождение в вопросе: сотворен ли иман или нет. Ученые Самарканда утверждали, что сотворен, а ученые Бухары — что нет. При этом обе группы согласны, что все действия раба сотворены Аллахом». Дальше шейх объясняет логику каждой стороны: те, кто сказал, что иман не сотворен, имели в виду слова шахады, которые пришли в Коране, следовательно, указывают на предвечную речь Аллаха. А говорившие, что иман сотворен, имели в виду, что и вера, и произнесение шахады — это действия человека (вера — действие сердца, а произнесение — языка), а все действия человека сотворены. И имам Ибн Хуммам предпочел мнение о сотворенности имана, доказывая это словами имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, которые мы, иншааЛлах, прочитаем дальше в «аль-Васыйя»: «Мы утверждаем, что раб вместе со своими действиями, подтверждением веры и познаниями сотворен». («аль-Мусамара шарх аль-Мусаяра», с. 312 — 318, Мактаба аль-Асрийя).
Azan.kz