Home / Ақида / Урок 7. Одного произнесения шахады не достаточно для действительности имана (часть 2)

Урок 7. Одного произнесения шахады не достаточно для действительности имана (часть 2)

Также иман — это не просто знание (что Аллах существует и что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, Его пророк). На это указывают слова Всевышнего:
الذِينَ آتَيْنَاهُمُ الكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أبْنَاءَهُمْ
Смысл: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей»(Сура «аль-Бакара», аят 146, сура «аль-Ан’ам», аят 20).
Поистине, люди Писания знали о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, ясно представляя его описание, место ниспослания, его имя, могли опознать его на основе явных примет, подобно тому, как они узнавали своих сыновей среди других детей.
От Ибн Аббаса, да будет Аллах им доволен, передается, что когда  Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет им доволен Аллах, сказал Абдуллаху ибн Саляму: «Аллах ниспослал своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, аят: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей». Как же, о Абдуллах, они знают его?».
Абдуллах ибн Салям, да будет Аллах им доволен, до принятия Ислама, был иудейским ученым.
Абдуллах ибн Салям ответил: «О Умар, я узнал его, как только увидел его, подобно тому, как я узнал бы своего сына, играющего с другими детьми. Более того, я уверен, что я лучше знаю Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чем своего сына». Умар, да будет Аллах им доволен, спросил: «Как это, о Абдуллах?». Он ответил: «Я свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха, с убежденностью, уверен, что это истина. А что там творят женщины, я не знаю, может быть, моя жена родила ребенка, изменив мне». Умар, да будет доволен им Аллах, поцеловал его в голову и сказал: «Пусть Аллах поможет тебе, о Ибн Салям! Поистине, ты говоришь истину, и ты прав!».
Этот хадис привел ас-Саляби, как это передано в «ад-Дурр аль-мансур» ас-Суюты (т. 1, с. 357, Дар аль-фикр, Бейрут). Также его привел ат-Табари в своем тафсире (т. 7, с. 165,  Дар аль-фикр, Бейрут) от Ибн Джурейджа.
Тем не менее, они (люди Писания) не становились верующими, пока не верили в сердце.
И пока не признавали обязательность подчинения Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Всевышний и приветствует, и следования исламскому Шариату.
 
Всевышний Аллах сказал:
وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ
Смысл: «Они (неверующие) отвергли их (несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости)». (Сура «ан-Намль», аят 14).
Также Всевышний сказал:
فَلَمَّا جَاءَهُم مَّا عَرَفُوا كَفَرُوا بِهِ  فَلَعْنَةُ اللَّـهِ عَلَى الْكَافِرِينَ
Смысл: «Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него».
«И когда пришёл к ним Наш посланник с Писанием от Аллаха — Кораном, — подтверждающим истинность Книги — Торы, — которая с ними, они отвергли его и отказались его принять, хотя в Торе ясно предсказано, что будет послан новый посланник, — событие, которое они ожидали всё время, желая, чтобы оно произошло как можно скорее в помощь им, чтобы одержать победу над теми, которые были неверны. Но когда предсказание сбылось, и был послан посланник Мухаммад, а с ним был ниспослан Коран, они отказались признать истину Корана и не уверовали в него из-за упрямства и ненависти и потому, что посланник был из другого народа» (из тафсира «аль-Мунтахаб»).
 
Знай, что смысл наших слов «Подтверждение языком — это условие распространения хукмов (Ислама)» состоит в следующем: Всевышний Аллах создал человека слабым, он не может жить один, изолированно от общества, поскольку нуждается в помощи и поддержке. А (жить в обществе) невозможно без того, чтобы выразить другому свои желания и цели: знаками, предметами, на письме или речью, которые призваны передать информацию о том, что у человека на уме. Самый легкий путь (выражения) — словами. Ведь речь — это слышимые звуки, производимые с помощью органов дыхания на выдохе, без каких бы то ни было сложных действий. Мы говорим, когда это нужно, и прекращаем, когда нужда в речи исчезает. И речь способна выразить информацию о существующем и несуществующем, рациональном и чувственном, присутствующем (в момент разговора) или отсутствующем, в отличие от знаков или предметов.
Предметов — имеется в виду, когда ты, скажем, показываешь яблоко, если хочешь купить яблок.
 
Ведь невозможно указать пальцем на несуществующее, абстрактное понятие или отсутствующую вещь. И не у каждой вещи есть пара (чтобы показать ее, подобно яблоку в примере). Всевышний Аллах даровал своим рабам такое великое благо, как язык, установив для каждого понятия слово, и обучив людей языку, или создав в рабах способность к установлению языка, согласно двум мнениям ученых, чтобы люди могли выражать и удовлетворять свои потребности.
Cуществует расхождение между учеными по вопросу о том, как появились языки и кто их установил. Первое мнение было высказано имамом Абу аль-Хасаном аль-Аш’ари, да помилует его Аллах. Согласно ему, языки установил сам Всевышний Аллах и обучил им людей. По другому же мнению, высказанному му’тазилитом Абу Хашимом аль-Джубаи, люди сами установили определенные сочетания звуков для определенных смыслов и обучили этому других людей. Были также и другие частные мнения по этому вопросу, но эти два — основные. Имам Ибн Хаджиб, да помилует его Аллах, в «Мухтасаре», пишет, что более сильное — мнение имама аль- Аш’ари («Шарх аль-Мухтасар» аль-Асбахани, т. 3, с. 280, Дар аль-Мадани).
 
Сущность имана — вера в сердце — скрыта, ее не видно. А Аллах (в Шариате) установил для Своих рабов такие возможности, как наследование, брак, приветствие салямом, ответ на него, защита жизни и имущества и так далее. Поэтому подтверждение языком (произнесение шахады) — это указание на то, что скрыто в сердце, чтобы другие знали об этом и распространяли на тебя те возможности, которые связаны с иманом. То есть те хукмы, которые касаются только мусульман. И это то, что мы хотели сказать ранее.
Автор имеет в виду свои слова в начале книги: «Я отвечу: вера скрыта, ее не видно, а подтверждение языком — это указание на нее, как об этом будет сказано дальше».