Home / Ақида / Урок 12. Положение совершающего большие грехи (часть 2)

Урок 12. Положение совершающего большие грехи (часть 2)

И верное мнение — это мнение Ахлю-с-Сунна, поскольку Всевышний сказал:
أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِصَاصُ فِي الْقَتْلَى
Смысл: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых…» (Сура «аль-Бакара», аят 178).
Аллах назвал совершившего преднамеренное убийство верующим при том, что это — большой грех. Также (в этом аяте) Он указал на то, что (в отношении убийцы) сохраняется братство на основании имана:
فَمَنْ عُفِيَ لَهُ مِنْ أَخِيهِ شَيْءٌ
Смысл: «Если же убийца прощен своим братом…» (там же).
И он по-прежнему заслуживает облегчения и милости:
ذَٰلِكَ تَخْفِيفٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَرَحْمَةٌ
Смысл: «Это облегчение от вашего Господа и милость (для убийцы и родственников убитого)» (там же).
И доказательство этим способом передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом.
Также Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّـهِ تَوْبَةً نَّصُوحًا عَسَىٰ رَبُّكُمْ أَن يُكَفِّرَ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ
Смысл: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши плохие деяния» (Сура «ат-Тахрим», аят 8).
И Он сказал:
وَتُوبُوا إِلَى اللَّـهِ جَمِيعًا
Смысл: «Обращайтесь все к Аллаху с покаянием» (Сура «ан-Нур», аят 31).
И повеление каяться, обращенное к тому, кто не грешил, абсурдно. А совершение малых грехов при отстранении от больших прощается. Значит, повеление обращено к совершающим большие грехи.
Далее имам приведет рациональные доказательства позиции суннитов.
Также поскольку иман — это вера в сердце (тасдик), а куфр — это отрицание, и совершивший большой грех сохранят веру в сердце, и пока вера присутствует, то неверие отсутствует, потому что они противоположны друг другу, следовательно, неверно утверждение о куфре такого человека, раз неверие в нем отсутствует, и неверно утверждение об исчезновении имана, раз вера присутствует, а также о лицемерии, поскольку вера в сердце сохраняется.
Слово «фиск» (большой грех) означает в языке «выход», и тот, кто вышел за рамки одного из повелений Всевышнего Аллаха — фасик. И ослушание — это нарушение повеление поступком, но не отрицание этого повеления. И из нарушения повеления и выхода за его рамки не следует автоматически его отрицание. И вера в сердце сохраняется. Поэтому такой человек однозначно считается верующим. И брать то, в чем все (группы) едины и отказываться от разногласий — это отказ от от всех мнений саляфов, и это заблуждение.
Иными словами, ложно мнение му’тазилитов о том, что фиск — это некоторое промежуточное положение между иманом и куфром, которое они обосновали тем, что взяли то, в чем все едины и отринули то, в отношении чего есть разногласия. Потому что эти разногласия были среди саляфов, а отказ от них — это отказ от всех мнений саляфов и замена его на некое новое собственное мнение, которое саляфы не высказывали.
 
И поскольку мы установили сохранность его имана, то скажем, что такой человек обязательно (в итоге) войдет в Рай. Ведь Всевышний говорит:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَانَتْ لَهُمْ جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا
Смысл: «А те, которые уверовали и совершали благие деяния, им награда — сады Фирдауса (Рая) как место пребывания» (Сура «аль-Кахф», аят 107).
Ведь совершивший большой грех — верующий, который, возможно, совершал благие деяния.
А ответ на их (хариджитов и му’тазилитов) доказательства (аятами Корана) следующий: по нашему (Ахлю-с-Сунна) мнению, все аяты Корана, в которых содержится предостережение вечным пребыванием в аду, относятся к тем, кто считал эти большие грехи дозволенными. Они впали в куфр из-за этого,  и потому-то, на самом деле, им и обещано такое наказание.
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا
Смысл: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно…» (Сура «ан-Ниса», аят 93)
Продолжение аята: «…то возмездием ему будет ад, в котором он пребудет вечно».
По поводу этого аята говорится, что речь идет о преднамеренно убившем верующего из-за того, что он верующий. А убийство с таким намерением делает убийцу кафиром. А что касается того, кто убил верующего не потому, что он верующий, то решение относительно него такое, как было объяснено в толковании слов Всевышнего:
أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِصَاصُ فِي الْقَتْلَى
Смысл: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых…» (Сура «аль-Бакара», аят 178).