Home / Ақида / Урок 11. Положение совершающего большие грехи (часть 1)

Урок 11. Положение совершающего большие грехи (часть 1)

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:

 
.وَالعَاصِمُونَ مِنْ أُمَّةِ محمدٍ صلى الله عليه وسلم كُلُّهُمْ مُؤمِنُونَ حَقَّا، وَلَيْسُوا بِكَافِرِينَ
 
Грешники из уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, верующие, и они не являются кяфирами.
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
Ученые разошлись во мнениях относительно того, кто совершил большой грех намеренно, при этом не считая его дозволенным и не высказывая пренебрежения тому, кто ему напоминает о его запретности.
Тот же, кто, совершая грех, считает это действие разрешенным или выражает пренебрежение при напоминании, что это грех, —  является кафиром по единогласному мнению ученых.
Остается ли такой человек верующим или нет?
Ученые Ахлю-с-Сунна считают, что он не выходит из Ислама, поскольку продолжает верить в сердце. И если грешник умирает без покаяния, то его судьба зависит от воли Аллаха: если Он пожелает, то просит его и введет в Рай по Своей милости и щедрости, или на основе благодати его имана или праведных поступков, или же по заступничеству (шафа’ат) кого-то из праведников. Или же, если пожелает, накажет его в зависимости от степени его греха, будь он малым или большим, а затем в итоге введет его в Рай, и он не останется в аду навечно.
Имама Абу Ханифу, да помилует его Всевышний Аллах, считали мурджиитом из-за того, что он оставлял судьбу совершившего большой грех на усмотрение Аллаха. Слово «ирджа» означает «отсрочку». Он (имам) говорил: «Я надеюсь (на помилование) совершающего большие и малые грехи, но и боюсь за них».
Некоторые ученые делят «ирджа» на два вида:
1. «Ирджа Ахлю-с-Сунна», и это именно изложенное выше убеждение о том, что судьбу совершившего большой грех будет решать Всевышний в Судный день. Об этих убеждениях имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, подобно пишет имам аль-Каусари в «Таъниб аль-Хатыб» (с. 62, Бейрут) и имам аль-Лякнави в «ар-Раф’ ва ат-такмиль» (с примечаниями шейха Абу Гудды, с. 352 — 373).
2. «Ирджа бид’и», и это заблуждение, согласно которому иману верующего не вредят грехи, подобно тому как благие дела не приносят пользу кафирам. И имам Абу Ханифа и его ученики, да помилует их Аллах, чисты от этого убеждения!
 
Хариджиты же считали, что совершающий большие или малые грехи — кафир, который пребудет в аду вечно. Они доказывали это убеждение словами Аллаха:
وَمَن يَعْصِ اللَّـهَ وَرَسُولَهُ وَيَتَعَدَّ حُدُودَهُ يُدْخِلْهُ نَارًا خَالِدًا فِيهَا
Смысл: «А тех, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором они пребудут вечно» (Сура «ан-Ниса», аят 14).
Они полагали, что все грехи можно обозначить словом «ослушание». Следовательно, этот аят, по их мнению, ясно указывает на то, что все грешники вечно пребудут в аду.
А также (они доказывали свое убеждение) словами Аллаха:
وَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ
Смысл: «Бойтесь огня, который уготован неверующим» (Сура «Аль-Имран», аят 131).
Если огонь уготован неверующим, значит, что все, кто в нем пребудет — кафиры. И из сочетания этих двух аятов они делали вывод, что грешники — кафиры, который пребудет в аду вечно.
Му’тазилиты же считали, что наименование для совершившего большой грех — фасик, и он не верующий, но и не кафир. Совершение большого греха выводит человека из имана, но не ввергает в куфр. И такой человек занимает промежуточное положение между этими двумя. И ученые разошлись в наименованиях для него. Сунниты сказали: он верующий, потому что у него сохраняется вера в сердце, но он фасик из-за совершенного им греха.  А хариджиты сказали: он кафир, но он же фасик. Аль-Хасан аль-Басри сказал: он лицемер (мунафик), потому что его слова расходятся с его делами, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У лицемера три признака: когда ему доверяют, он предает, когда обещает, не выполняет обещанное, и когда говорит, лжет».
Этот хадис передали от Абу Хурейры Бухари (33, 3749, 6095), Муслим (59) и др.
И такой человек — фасик. То есть все стороны едины в том, что его следует называть фасиком. Но разошлись в том, что же из этого следует.

Поэтому му’тазилиты берут то, в чем все едины, и отбрасывают то, в чем есть расхождение. И положение его таково, что он пребудет в огне вечно, если не покается перед смертью на основании слов Всевышнего:

وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا
Смысл: «Если же кто-либо преднамеренно убьет верующего, то возмездием ему будет ад, в котором он пребудет вечно» (Сура «ан-Ниса», аят 93).
А если грех малый, и человек при этом не совершает больших грехов, то нельзя допустить наказание за это на основании слов Всевышнего:
إِن تَجْتَنِبُوا كَبَائِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلًا كَرِيمًا
Смысл: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния (малые грехи) и введем вас в почетное место (Рай)» (Сура «ан-Ниса», аят 31).
azan.kz