Home / Ақида / Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы. Урок 1. Биография имама аль-Бабирти

Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы. Урок 1. Биография имама аль-Бабирти

Предисловие переводчика

Для аудитории исламского портала Azan.kz мы начинаем переводить очень важную книгу по вероубеждению в соответствии с матуридтской школой акыды — комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти аль-Ханафи, да помилует его Аллах, к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен. В своем небольшом тексте «Завещания» великий имам затронул те вопросы акыды, которые вызывали много споров в его время. Имам кратко изложил позицию Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а по этим темам. В наше время, полное религиозных и мирских смут, эти вопросы столь же актуальны и вызывают не меньше дискуссий, чем во времена саляфов.
Имам аль-Бабирти снабдил «Завещание» кратким, но емким комментарием, опираясь на изложенное в таких авторитетных матуридитских книгах, как «Табсыра аль-адилля» имама ан-Насафи, «Китаб ат-таухид» имама аль-Матуриди и «Шарх аль-‘акаид» имама ат-Тафтазани. При переводе мы будем опираться на первое издание комментария, вышедшее в Аммане под названием «Шарх Васыя аль-имам Аби Ханифа» (Дар аль-фатх, 1430/2009) под редакцией Мухаммада Субхи аль-‘Аиди и Хамзы Мухаммада Васима аль-Бакри.
Мы просим у Аллаха сделать нашу работу полезной для мусульман, чтобы она стала причиной увеличения наших знаний акыде, самой важной шариатской науке, а также причиной исправления убеждений тех людей, чьи взгляды расходятся с акыдой суннитов. Ведь как сказал наш господин Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха: «Если Аллах наставит посредством тебя хоть одного человека, это лучше для тебя, чем красные верблюды» (Бухари, № 2787), то есть лучше, чем самое ценное и дорогое, что есть в бренном мире.

Биография имама аль-Бабирти

Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Акмалюддин ар-Руми аль-Ханафи аль-Бабирти — имам, выдающийся знаток арабского языка и шариатских наук. По свидетельству современников, в его эпоху не было подобного ему ученого.
Его иснад
— Мухаммад Акмалюддин аль-Бабирти
— Кавамуддин Мухаммад ибн Мухаммад
— Хисамуддин Хасан ас-Сагнакы
— Хафизуддин Мухаммад аль-Бухари
— Шамс аль-Аима Мухаммад ибн Абд-ас-Саттар аль-Курдари
— Али ибн Абу Бакр Бурхануддин аль-Маргинани, автор «Аль-Хидая»
— Ахмад ибн Умар ан-Насафи
— его отец, имам Умар ан-Насафи
— Фахруль-Ислям Мухаммад аль-Баздави
— Абу Якуб Юсуф ас-Сияри
— Абу Исхак ан-Нукади
— Абу Джафар аль-Хиндувани
— Абуль-Касим ас-Саффар
— Нусейр ибн Яхья
— Мухаммад ибн Самаа
— имам Абу Юсуф
— имам Абу Ханифа
Его сочинения
по акыде
— Комментарий к «Акыда ат-Тахавийя»
— Комментарий к «Аль-Васыя» имама Абу Ханифы
— «Аль-Иршад» — комментарий к «Аль-Фикх аль-акбар»
— «Аль-Кавашиф аль-бурханийя» — комментарий к «Аль-Мавакыф»
по фикху
— Комментарий к «Аль-Хидайя» под названием «Аль-Иная» (издано на полях «Фатх аль-Кадир»)
— Комментарий «Ас-Сираджийя» по науке аль-фараид (наследование)
по усуль аль-фикх
— «Ат-Такрир» — комментарий к «Усуль аль-Баздави»
— «Аль-Анвар» — комментарий к «Аль-Манар»
— «Ан-Нукуд уа ар-рудуд» — комментарий к «Мухтасару» Ибн Хаджиба
по тафсиру
— Примечания к тафсиру «Аль-Кашшаф»
по хадису
— «Тухфа аль-абрар фи шарх машарик аль-анвар» — комментарий к «Машарик аль-анвар ан-набавийя мин сыхах аль-ахбар аль-мустафавийя»
по риторике
— Комментарий к «Талхыс аль-мифтах» Хатыба аль-Кизвини
* * *
Имам Ибн Хаджар пишет в книге «Инба аль-гамр би абна аль-амр»:
«Он родился в 720-х годах по хиджре. Начальное исламское образование получил в родных краях. Затем он отправился в Халяб (Алеппо) и учился там. Потом он поехал в Каир (после 740-го года), где учился у Шамсуддина аль-Асфахани и Мухаммада ибн Юсуфа Абу Хаяна аль-Андалуси аш-Шафии (652-745 по хиджре), имама своего времени в арабской грамматике, автор тафсира «Аль-Бахр аль-мухит». Еще он учился хадису у Ибн Абдуль-Хади, и Шейхун передал ему управление делами в своей ханаке.
Ханака — слово из персидского языка со значением «дом». Употребляется для обозначения места, где собираются суфии для поклонения. И эту ханаку — одну из самых больших в Каире — в 756-м году основал амир Сайфуддин Шейхун (умер в 758-м г. по хиджре). Там проводились уроки по фикху четырех мазхабов, уроки по хадису и Корану. Она существует и по сей день, однако сейчас там только читают намаз, и известна как мечеть Шейхун на одноименной улице в Каире.
И он стал ее шейхом. Он недолго пробыл кадием, потом отказался от должности. Был выдающимся знатоком фикха, арабского языка и усуля» (Биография в книге «Инба аль-гамр би абна аль-амр»: т. 2, с. 179-181. Индия, 1387 г.)
Устаз аз-Заркали «Аль-Илям» пишет, что имя «аль-Бабирти» образовано либо от района Бабарта в Багдаде, либо от города Бабирт (Бейбурт) недалеко от Эрзурума в Турции. Первый вариант приводит имам ас-Суюты в «Люб аль-любаб», и имам Валиуллах ад-Дахляви цитирует его в «Аль-Интибах», а имам Лякнави — в «Фаваид аль-бахийя».
Далее устаз аз-Заркали пишет: «Очевидно, имам ас-Суюты опирался на словарь «Муджам аль-бульдан», упоминая район Бабарта, в то время как, на самом деле, в этом словаре упоминается другой город — Бабирт, который известен до наших дней и находится в Турции в ста километрах от Эрзурума. По моему мнению, аль-Бабирти образовано именно от этого города, учитывая, что имам известен как ар-Руми» (Аль-И’лям. Т. 8, с. 42. 4-е издание, Бейрут).
Его ученики
— Самым известным из его учеников был сеййид шариф Абуль-Хасан Али аль-Джурджани (704-792 гг. по хиджре).
Также у имама учились
— Шамсуддин Мухаммад аль-Фанари (751-834 гг. по хиджре)
— Имам, факих Сираджуддин Абу Хафс Умар аль-Канани (умер в 829-м г. по хиджре), известный как Кари аль-Хидайя («чтец «Хидаййи»). Имам ас-Сахави упомянул в книге «Ад-Дау аль-лями» (т. 6, с. 109 — Бейрут. Полное название — «Ад-Дау аль-лями ли ахли аль-карн ат-таси’»), что его так назвали, потому что он читал книгу «Хидайя» у имама аль-Бабирти шестнадцать раз.
* * *
Имам аль-Бабирти умер в месяце Рамадан 786-го года по хиджре, похоронен в Каире возле своей ханаки.
Источники:
— Аль-Фаваид аль-бахийя фи тараджим аль-ханафия. Имам Мухаммад Абдуль-Хайй аль-Лякнави аль-Хинди. Бейрут: Даруль-Аркам, 1418/1998.
— Биография имама в книге «Шарх Васыя аль-имам Аби Ханифа». Амман: Дар аль-фатх, 1430/2009.
http://azan.kz